От опыта к логике: когда ребенок начинает мыслить логически?
Сколько бы мы ни говорили, что горячий чайник опасен, почти каждый ребенок умудряется дотронуться до чего-то горячего: плиты, утюга или кружки. А все потому, что способность логически мыслить приходит к ребенку извне. Понять, почему горячее может обжечь, просто так невозможно. Малышу обязательно нужен свой собственный опыт. Прикасаясь к теплым и слегка горячим предметам, он начинает понимать: «чем горячее, тем может быть больнее».
Или вот еще пример: маленькая девочка осторожно толкает качели и обнаруживает, что они всегда возвращаются. Как только малышке удастся уловить эту последовательность, так сразу же в ее голове родится новая мысль: «Держись от качелей подальше, когда они раскачиваются!».
Другими словами, логическое мышление появляется тогда, когда ребенок начинает видеть закономерности вокруг. Сначала для этого малышу нужно все трогать руками и убеждаться в том, что результат его действий повторяется вновь и вновь. Именно по этому принципу строятся все занятия на развитие логики.
Более старшие дети должны уметь находить сходства у различных объектов. Например, сравнивая кошку и собаку, ребенок может сказать, что у них есть 4 лапы, хвост, шерсть. Еще лучше, если он назовет их одним словом «животные». Но на начальных этапах освоения операции сравнения малыш может обращать внимание и на менее существенные детали: усы, глаза, нос и т.д. Не стоит говорить ему, что он не прав. Напротив, похвалите ребенка: «Ты молодец! Это правда, у них есть усы, а еще кошка и собака похожи, потому что у них есть шерсть и 4 лапы. Мы их называем животными».
Подготовить малыша к развитию навыков сравнения помогут и различного рода сортеры. Например, Кубы-вкладыши 5 в 1, Сортер-каталка «Собачка», Занимательные фигуры «Секреты». Во время игры ребята учатся соотносить разные фигурки с отверстиями или резьбой на колышках. В начале обучения не обойтись без ошибок: прямоугольник для ребенка очень похож на квадрат, и не с первой попытки малышу удастся продеть фигурку в нужное отверстие. Малыш будет пробовать, используя силу и меняя фигуры. Постепенно его глаза уловят самые важные закономерности, которые с этого момента навсегда останутся в его голове. Ребенок не просто запомнит, что квадрат одинаков со всех сторон, но и сможет использовать эти знания для дальнейших размышлений и рассуждений.
К 5-6 годам происходит самая настоящая метаморфоза в развитии мышления ребенка. Он начинает понимать даже те закономерности, которые не очевидны для глаз. В этом возрасте очень важно предоставить малышу игровые пособия и инструменты, раскрывающие скрытые закономерности. Например, знакомство с рычажными весами (весы «Равновесие») позволит ребенку усвоить, что вес, объем и размер – очень разные понятия. И если раньше, глядя на 50 г. ваты и кусок металла такого же веса, малыш однозначно заявил бы, что вата тяжелее, то после таких занятий он сможет сделать правильный вывод.
Не менее важны для старших дошкольников и школьников различные интеллектуальные настольные игры и головоломки. Они учат ребенка находить алгоритмы выполнения задания, планировать стратегию своих действий и постоянно ее корректировать. Например, детям можно предложить такие игры, как «Морской бой», «Умный ежик»,
Или вот еще пример: маленькая девочка осторожно толкает качели и обнаруживает, что они всегда возвращаются. Как только малышке удастся уловить эту последовательность, так сразу же в ее голове родится новая мысль: «Держись от качелей подальше, когда они раскачиваются!».
Другими словами, логическое мышление появляется тогда, когда ребенок начинает видеть закономерности вокруг. Сначала для этого малышу нужно все трогать руками и убеждаться в том, что результат его действий повторяется вновь и вновь. Именно по этому принципу строятся все занятия на развитие логики.
Как научить ребенка видеть закономерности?
Легче всего научить малыша видеть закономерности в процессе игры. Для этого можно использовать специальные игровые пособия. Например, сформировать умение находить различия и сходства помогут Кубики «Городок с пазлами» или Шнуровка «Фрукты». Сначала можно просто попросить ребенка найти два одинаковых предмета, а потом усложнить задачу: в первом случае – предложить малышу собрать все одинаковые фигуры (зеленые цилиндры, желтые пирамидки и т.д.), а во втором – рассортировать все бусины-фрукты по группам.Более старшие дети должны уметь находить сходства у различных объектов. Например, сравнивая кошку и собаку, ребенок может сказать, что у них есть 4 лапы, хвост, шерсть. Еще лучше, если он назовет их одним словом «животные». Но на начальных этапах освоения операции сравнения малыш может обращать внимание и на менее существенные детали: усы, глаза, нос и т.д. Не стоит говорить ему, что он не прав. Напротив, похвалите ребенка: «Ты молодец! Это правда, у них есть усы, а еще кошка и собака похожи, потому что у них есть шерсть и 4 лапы. Мы их называем животными».
Подготовить малыша к развитию навыков сравнения помогут и различного рода сортеры. Например, Кубы-вкладыши 5 в 1, Сортер-каталка «Собачка», Занимательные фигуры «Секреты». Во время игры ребята учатся соотносить разные фигурки с отверстиями или резьбой на колышках. В начале обучения не обойтись без ошибок: прямоугольник для ребенка очень похож на квадрат, и не с первой попытки малышу удастся продеть фигурку в нужное отверстие. Малыш будет пробовать, используя силу и меняя фигуры. Постепенно его глаза уловят самые важные закономерности, которые с этого момента навсегда останутся в его голове. Ребенок не просто запомнит, что квадрат одинаков со всех сторон, но и сможет использовать эти знания для дальнейших размышлений и рассуждений.
К 5-6 годам происходит самая настоящая метаморфоза в развитии мышления ребенка. Он начинает понимать даже те закономерности, которые не очевидны для глаз. В этом возрасте очень важно предоставить малышу игровые пособия и инструменты, раскрывающие скрытые закономерности. Например, знакомство с рычажными весами (весы «Равновесие») позволит ребенку усвоить, что вес, объем и размер – очень разные понятия. И если раньше, глядя на 50 г. ваты и кусок металла такого же веса, малыш однозначно заявил бы, что вата тяжелее, то после таких занятий он сможет сделать правильный вывод.
Не менее важны для старших дошкольников и школьников различные интеллектуальные настольные игры и головоломки. Они учат ребенка находить алгоритмы выполнения задания, планировать стратегию своих действий и постоянно ее корректировать. Например, детям можно предложить такие игры, как «Морской бой», «Умный ежик»,
Загрузка комментариев...